Московский международный необязательный

0
34

40-й Московский кинофестиваль напрасно перенесли с июня на апрель

Прослушать этот материал

Идет загрузка. Подождите, пожалуйста

Поставить на паузу

Продолжить прослушивание

Московский международный необязательный

Для публики 40-й Московский кинофестиваль начнется лишь 20 апреля

Когда появились сообщения, что из-за чемпионата мира по футболу Московский кинофестиваль (ММКФ) будет перенесен с конца июня на конец апреля, это вызвало недоумение. Зачем? Можно подумать, будто на московские просмотры слетаются, как в Канны, до 50 000 кинобизнесменов и критиков со всего света.

В реальности ММКФ фактически проходит в единственном мультиплексе «Октябрь», где девять из 11 залов малюсенькие. В большом зале на 1500 мест аншлаги только на вечерних гала-премьерах; на дневных конкурсных показах зал полупуст. В этом году, как в стародавние времена, фестиваль отхватил еще пять кинотеатров, но там лишь отдельные сеансы и залы расположены далеко и неудобно по отношению друг к другу. Иностранцев на фестивале почти нет, так что и гостиницы мало кому требуются.

Между тем в те же числа, но в июне, с 20-го по 26-е, в Москве пройдет только четыре футбольных матча предварительного этапа – остальные в других городах. Два в «Лужниках» и два на стадионе «Спартака». От Нового Арбата, где расположился «Октябрь», они весьма далеко, так что едва ли футбольные болельщики помешали бы киношным, а охранять от футбольных хулиганов все равно придется весь город, Новый Арбат – в том числе.

А вот недостатки новых сроков уже очевидны. Во-первых, ММКФ обычно проходил примерно через месяц после фестиваля № 1 – Каннского. И 5–6, а то и 10 каннских фильмов удавалось включить в московские программы (кроме конкурсной – там по правилам лишь премьеры). Во-вторых, киноманы привыкли активно читать каннские репортажи, следить за кинотенденциями года. И искать в программах ММКФ фильмы, соответствующие этим тенденциям. Короче, ММКФ после Каннов гораздо более интересен, чем до.

Главная особенность московской программы этого года – она производит впечатление необязательной, собранной наспех. Почти нет фильмов, про которые синефилы будут говорить заранее. «Миссис Хайд» с Изабель Юппер (приз Юппер на фестивале в Локарно)? Так он 26 апреля в прокат выходит.

Конечно, тут нет никакой вины отборочной комиссии. У нее просто не было времени и возможностей развернуться.

В итоге недостатки ММКФ, которых и без того было немало, еще и усилились:

а) наибольший интерес представляют не иностранные, а отечественные картины;

Российские фильмы, которые стоит посмотреть на ММКФ-2018

Московский международный необязательный

«Ню», Россия, режиссер Ян Ге, конкурс

Фильм о приключениях молодой китаянки в Москве, которая ищет то ли любовный идеал, то ли просто с кем переспать. Ян Ге родом из Пекина, но училась на актрису в творческой мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе и работает в «Гоголь-центре». В 2017-м стала финалисткой телешоу «Голос»

Московский международный необязательный

«Спитак», Россия – Армения, режиссер Александр Котт, конкурс

История самого страшного землетрясения, случившегося на территории Армении в конце перестройки. Фестивальный каталог подает его как фильм-реквием

Московский международный необязательный

«Осел», Швейцария, режиссер Анатолий Васильев, программа «Эйфория сопротивления»

Восемь новелл, демонстрирующих разные ипостаси осла в мировой культуре. Формально в фильме нет российского участия – кроме фигуры автора, зато какой! «Осла» снял один из величайших театральных режиссеров и педагогов современности, создатель «Школы драматического искусства»

Московский международный необязательный

«Царь-птица», Россия, режиссер Эдуард Новиков, конкурс

Еще одна отечественная лента, не вполне привычная для ММКФ. Живут старик со старухой – даже не в деревне, а в тайге. Пасут коров, ходят на охоту и рыбалку.
Особенность в том, что действие происходит в Якутии 1930-х. Однажды зимой к ним прибивается красавец орел. Старики кормят его, так как он священная птица. В один из дней орел решает переселиться в дом, на полку с иконами. Необычная картина о единении человека с дикой природой.

Московский международный необязательный

«Профайл», США – Великобритания – Кипр – Россия, режиссер Тимур Бекмамбетов, программа «Фильмы, которых здесь не было»

Лента о британской журналистке, которая готовит сенсационный разоблачительный репортаж о вербовке женщин в ИГИЛ. Под вымышленным именем она вступает в переписку с вербовщиками, сама не замечая, как превращается из охотницы в объект охоты.

Фото

  • Московский международный необязательный

    Самые лучшие проекты молодых дизайнеров

    Победители конкурса дизайна Lexus Design Award 2018

  • Московский международный необязательный

    C кем ссорился Павел Дуров и чем это заканчивалось

    У основателя Telegram богатая история противостояния со спецслужбами

  • Московский международный необязательный

    Что можно увидеть с самой высокой смотровой площадки Европы

    Panorama 360 расположена на 89-м этаже башни в комплексе «Москва-сити»

  • Московский международный необязательный

    Кадр дня

    Каким увидели этот день фоторепортеры

  • Московский международный необязательный

    Крымский мост почти достроили. Как он выглядит прямо сейчас

    «Яндекс» уже нанес мост на свои карты как построенный

  • Московский международный необязательный

    Афиша на выходные: «Библионочь», Московский кинофестиваль и календарь Pirelli

    «Ведомости» рекомендуют, куда сходить и что посмотреть

  • Московский международный необязательный

    Как открылся 40-й Московский кинофестиваль

    В этом году он проходит на месяц раньше, чем обычно

б) Каннский, Берлинский, Торонтский, Роттердамский, Венецианский фестивали – ведущие в мире – устроены очень четко: все немного по-разному, но зритель заранее понимает, на что идет, когда видит рубрику, под которой подается фильм (конкурс, внеконкурсные спецпоказы, новое кино, неделя критики, мастера, полночное безумие и т. д.).

У нас большинство названий программ вычурные и что они означают, фильмы какого типа собрали под своей обложкой, бог весть. Что такое «Фильмы, которых здесь не было»? По идее, все фильмы, отобранные для фестиваля, должны быть теми, которых здесь не было. Поначалу казалось, что это будет провокативная программа: ленты, способные шокировать Министерство культуры. Но ничего подобного. Или вот еще программа – «Кино для всех и каждого». Название странное для фестивалей, которые по умолчанию должны показывать кино не для всех. Кино для каждого ищите в прокате. И что бы вы думали входит в эту программу? Пять недавних более или менее громких отечественных картин. Чего вдруг? Или программа «Спектр». Что в ней? Да всё, что удалось добыть и туда напихать. Возьмите любые десяток фильмов из разных стран, плохих и не очень, – вот вам и «Спектр». «Спектр» из фильмов про Джеймса Бонда был позанятнее.

Судя по всему, отборщики столкнулись с элементарной проблемой: чтобы фестиваль состоялся, им надо составить его из чего угодно, что попадется под руку. В итоге на фестивале как никогда много старых картин – добрая половина всей программы. Как никогда много советских. Как никогда много различных ретроспектив. Это оправдывается тем, что фестиваль – 40-й, полуюбилейный и в некотором роде напоминает зрителям о своей истории. Тут отборщикам надо отдать должное: почти все эти фильмы – подлинная классика. В итоге, однако, получается не ММКФ, а напоминание об уничтоженном московском Музее кино, от которого осталось одно название.

Не фестиваль, а сплошное ретро. И тут очередной анекдот. Ясно, что классические фильмы сделаны мастерами кинорежиссуры. Но программ и фильмов все равно, видимо, не хватало. Поэтому на ММКФ-2018 появилась еще и отдельная рубрика «Мастера», объединившая более 10 картин. Причем в этой программе истинных мастеров раз, два и обчелся.

Чем всегда силен ММКФ – конкурсом документального кино и программой документального кино «Свободная мысль». Ну что же, вот на них лично я и пойду.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here